Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898) являлся одним из наиболее выдающихся архитекторов второй половины XIX столетия. Он был по происхождению французом, но родился и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Его отец, Луи Бенуа,был метрдотелем у вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Когда в 1822 году Луи Бенуа умер от болезни, императрица не оставила своей заботой его семью и определила 9-летнего Николая в Академию художеств. Уже в те поры мальчик пристрастился к живописи, и эта страсть не оставит его навек. Он до конца дней будет сочетать в себе таланты выдающегося архитектора и отменного графика.
Окончил академию Бенуа блестяще и в 1844 году поехал в Европу, чтобы, как и многие профессиональные художники и архитекторы той поры, лично приобщиться к выдающимся памятникам мирового искусства. В декабре 1845 года он встречается в Италии с русским государем Николаем I, во время осмотра царем римских достопримечательностей. Бывший в то время в этом городе Бенуа, в качестве профессионального архитектора, по желанию царя, выступает перед ним в роли своеобразного гида, повествуя о месте римских памятников в истории мирового зодчества. Пообщавшись с Бенуа, царь проникся к нему большим уважением и симпатией, как к образованному и интересному человеку и компетентному зодчему. Через год, когда Бенуа вернулся в Россию, Николай взял его на службу в Кабинет Его Величества на должность придворного архитектора. Через два года тридцатипятилетний Бенуа становится академиком архитектуры, а с 1850 года - главным архитектором в главной императорской летней резиденции — Петергофе.
Именно в Петергофе им были созданы наиболее знаменитые творения. С этим столичным пригородом был связан значительный период его жизни. Именно там родится его сын Александр Бенуа, который станет в последствии знаменитым художником, основателем одного из крупнейших в дореволюционных России художественных объединений — Мир Искусств, а, после революции, пребывая в эмиграции оставит обширные мемуары, где есть также яркие красочные описания Петергофа времен его детства.
Что касается Николая Леонтьевича Бенуа, то на этом его карьерный рост не закончился, наоборот, в дальнейшем он занимал все более и более значительное положение. Уже в 1851 году он был назначен в Первый округ Путей сообщения, став одним из ведущих архитектором в столичном Санкт-Петербурге. Затем год занимал должность Главного архитектора Императорский театров, а с 1872 года становится во главе строительного отделения городской управы, то есть, по сути, стал главным городским архитектором-градостроителем. Затем он был председателем Петербургского Общества Архитекторов. Другое дело, что ныне архитектор известен, в основном, своими петергофскими творениями, а его петербургские работы в настоящее время известны в основном лишь специалистам. Кроме того, начиная с 1860-х годов, Николай Леонтьевич Бенуа вместе с инженером-полковником Николаем Ивановичем Мюссардом и инженером-технологом Александром Федоровичем Буровым стоял во главе крупной Петербургской строительной компании с говорящим названием «Господа Мюсард, Бенуа и Буров». Именно вместе с этими своими компаньонами в течении целых трех лет, с 1869 до 1872 год, Николай Леонтьевич пробивал идею о засыпке Екатерининского канала (ныне - Канал Грибоедова).
Ниже приводится статья из журнала Зодчий за 1893 год
Восьмидесятилетие профессора архитектуры Н.Л.Бенуа //Зодчий, 1893, 7, стр. 49-51