Из истории новгородского Десятинного монастыря. Часть 1
В южной части левобережной Софийской стороны Великого Новгорода, к югу от Прусской улицы, между Десятинной улицей и валом Окольного города до сих пор можно увидеть некоторые постройки Десятинного монастыря. Время основания монастыря неизвестно. Согласно гипотезе архимандрита Макария (Миролюбова), его основала в XIII в. княгиня Феодосия Мстиславна, мать Александра Невского. Но современная исследовательница Л.А. Секретарь отметила бездоказательность этой точки зрения. Согласно версии Летописи Авраамки второй половины XV ст., Десятинный монастырь был основан в 988 г. первым новгородским архиепископом Иоакимом Корсунянином. В то же время, другой новгородский источник - составленное в середине XIV в. Сказание о битве новгородцев с суздальцами 1169/ 1170 г. ...
Церкви Михаила Архангела и Благовещения на Торгу
Неподалеку от Ярославова Дворища, у начала Большой Московской улицы близ лодочной станции обращает на себя внимание необычный ансамбль из двух зданий с переходом, увенчанным шатровой колокольней. Но если по первой постройке сразу можно определить, что это старинная церковь, то от другой остались лишь безликие стены. Это церкви Михаила Архангела и Благовещения на Торгу. В Средневековом Новгороде торг занимал обширное пространство от нынешней лодочной станции до почтамта. И обе эти церкви находились на территории Торга. Самая старая из них — Михаила Архангела (ныне она хуже всего сохранилась) упомянута еще под 1152 г. в записи о пожаре и гибели церкви, когда, согласно Новгородской ...
Церковь Сретения Антониева монастыря
Сретенская церковь расположена в юго-западной части Антониева монастыря, немного наискось от Рождественского собора, около берега Волхова. Это не очень большое здание сочетает в себе следы разновременного зодчества. Впервые одноименная церковь на этом месте, как иногда считается, возникла еще в 1365 г. Однако, cогласно Новгородской I летописи, «Постави владыка АлексЂи церковь камену святого УстрЂтениа на воротех въ Онто†манастыре» Это дает основание допустить, что имеется ввиду иной надвратный храм. Ведь нынешняя церковь находится рядом с воротами но не на них непосредственно. В 1396 году этот храм сгорел. В 1523-35 гг при архимандрите Геронтии, был ...
Церковь Успения в Колмово (Часть 2)
Новый поворот в судьбе Колмовского Успенского монастыря связан с именем новгородского архиерея Иова, занявшего кафедру в 1698 году. В 1706 г. Иов устроил в монастыре приют для инвалидов и первый в России воспитательный дом для незаконнорожденных детей и подкидышей. Сам Иов именовал их найденышами. Поначалу Иов содержал их на свои средства, но вскоре ему стала выделять деньги царская семья. Иов был в хороших отношениях с царем Петром I, поддерживал его реформаторскою деятельность и, пожалуй был одним из немногих архиереев, пользовавшихся реальным уважением ненавидевшего церковников царя-реформатора. Именно Иов создал в Новгороде первое серьезное учебное заведение — греко-славянское училище, для руководства которым вызволил ...
Церковь Успения в Колмово (Часть 1)
Рядом с Новгородской Областной больницей, у берега реки Волхов находится небольшая действующая церковь Успения Борогодицы. Это небольшое пестро раскрашенное здание представляет собой смесь разных эпох и стилей. Впервые эта церковь упоминается в Новгородской I летописи под 1392 годом: согласно ей, неревский боярин «Юрьи Онфифорович постави церковь святыя Богородица Успенье на Колмове, и монастырь устрои». Видимо, храм Успения был деревянный. В 1423 году, на сей раз, по видимому по воле всего Новгорода, «свершиша две церкви камены: святую Богородицю на Колмове и святого Якова на Лижищ». Как по «Изборнику Павла» установил В. Л. Янин, заказчиком этих храмов была Настасья Михаилова, вдова Михаила - ...
Церковь Успения на Козьей бородке (Успения Богородицы на Торгу)
Всякому, кто вступает с моста на территорию древнего Торга, бросается в глаза эта белая высокая церковь с маленьким куполком. Она занимает важное место в ансамбле Торга. Впервые одноименный храм на этом месте был построен еще в 1133 году. При этом, судя по всему, его возвели по воле набиравшего политическую мощь новгородского веча, и строительство было связано с недавним солнечным затмением. Согласно Новгородской I летописи, «Бысть знамение въ солнци предъ вечернею. И томь же лете обновиша мостъ цересъ Волхово, рушивъше; и церкви сърубиша 2 деревяне на Търговищи: святую Богородицю и святого Георгия (очевидно — Георгия на Торгу), при князи Всеволоде». Между ...
Церковь Успения на Волотовом поле
Легкая, белая одноглавая церковь Успения Богородицы на Волотовом поле эффектно возвышается над правым рукавом Волхова - Малым Волховцом неподалеку от Новгорода, со стороны выезда на Москву. Вместе с красной одноглавой церковью Спаса на Ковалеве они служат своеобразными новгородскими пропилеями по сторонам московской дороги. Кроме того, они живописно смотрятся вдали со стороны волховских заливных лугов, между городом и истоками Волховца, венчая далекие и живописные панорамы обширной волховской поймы. Район села Волотова, или Волотова поля населен был русскими издавна. Около церкви находили пологие языческие курганы, среди которых, если верить поздним летописным сказаниям, есть и могила легендарного новгородского князя - Гостомысла. По одной из ...
Церковь Святого Климента
В глубине двора на углу Большой Московской улицы и Рогатицы красуется приземистая церковь Святого Климента. Своим видом она очень напоминает храмы последнего столетия новгородской независимости. Вместе с тем, она была построена уже в московский период, хотя и полностью выдержана в новгородских республиканских традициях, что позволяет предположить, что ее строила местная, а не московская строительная артель, преданная родной старинке. Лишь чуждое новгородским древностям наличие низкого подвала — подцерковья выдает московское время, для которого такой архитектурный элемент был присущ. Иногда называют также на то обстоятельство, что храм весь был сделан из кирпича, относя это к еще одной примете московского государства. Хотя, ...
Церковь Святого Власия в Новгороде
На широком открытом участке перед зданием Новгородской Администрацией, среди газона Власьевской улицы стоит церковь Святого Власия, видный памятник древнерусской архитектуры времен Новгородской самостоятельности. В современном виде храм был создан в 1407 году и является типичным памятником новгородской архитектуры своего времени: одноапсидный, одноглавый, четырехстолпный с трехлопастным завершением фасадов и художественном орнаментом вокруг барабана. Согласно Младшему изводу Новгородской I летописи, в тот год «Поставаша церковь камену святыи Власеи в Людине конце». Правда, по сравнению с другими новгородскими храмами того времени она кажется несколько приземистой. Кроме того, к ее северному и западному фасаду примыкают нетипичные для новгородского зодчества плоскостные порталы со стрельчатым завершением. ...
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе находится на самом краю Новгорода. Это одноглавый четырехстолпный храм, один из немногих сохранившихся памятников ранненовгородской архитектуры домонгольской поры. В целом храм сохранил архитектуру и пропорции своего времени (хотя и с некоторыми изменениями, например, в московское время бывшее трехлопастное завершение сделали четырехскатным. К сожалению, сейчас здание находится в весьма удручающем состоянии. Вокруг церкви зеленеют деревья приходского городского Петровского кладбища, созданного в XVIII в. после упразднения выросшего вокруг церкви женского Петропавловского монастыря. Согласно новгородской I летописи, церковь была заложена жителями Лукиной улицы 6 мая в 1185 года. Лукина улица проходила от Детинца на юг и заканчивалась ...
Храм Николы на Липне
Храм Николы на Липне (Св. Николая чудотворца) расположен на острове Липно в дельте реки Мсты. В половодье это место всегда превращается в остров, но после летнего зноя вновь соединяется с правым берегом. Писцовые книги времен Московской Руси упоминают возле храма деревню. Сейчас от нее остался лишь дом смотрителя, который тем не менее, считается деревней Липной Имя и ей, и острову несомненно дала природная растительность — липовые деревья. Впервые местность упоминается еще до постройки церкви под 1230-м годом, когда согласно новгородской I летописи, новгородцы пограбили двор видного городского боярина, «липенского старосту» Матвея Душильца. Липно расположено недалеко от впадения Мсты в ...
Монастырь Михаила Архангела на Сковородке
К югу от расположенной на берегу Cиверсова канала деревни Сковоровдки в поле у берега Волхова возвышается небольшой лесистый холм с виднеющимися посредине развалинами старинной постройки. Прежде здесь находился мужской монастырь Михаила Архангела на Сковородке, а руины остались от одноименного главного монастырского храма. В средневековой Руси названия монастыря и его главной церкви как правило давались во имя одного и того же святого. Согласно Новгородской I летописи, храм был основан по замыслу новгородского владыки Моисея в 1355 г: «В лето 6683. Постави владыка Моси церковь камену святого Михаила на Скворотке». По распространенному мнению, тогда же тем же архиепископом был основан и монастырь, ...
Церковь Двенадцати апостолов на Пропастях (на Пропастех)
Возле вала окольного города и Десятинной улицы расположена широкая площадь-сад, посреди которой возвышается небольшой старинный каменный храм. Это – церковь Двенадцати апостолов на Пропастях, одна из наиболее хорошо сохранившихся домосковских новгородских церквей Софийской стороны Великого Новгорода. Небольшая белая церковь превосходно гармонирует с валом, деревьями и окружающими послевоенными постройками (среди которых наиболее видное место занимают высокая гостиница “Новгородская” и низкое стеклянное здание плавательного бассейна. В то же время, церковь не теряется на их фоне, выступая основной доминантой всего ансамбля, который, собственно, и формировался вокруг нее. Храм был построен в 1454 году и представляет собой типичный новгородский однокупольный одноапсидный четырехстолпный каменный храм ...
Храм Благовещения на Мячине и озеро Мячино у Юрьева Монастыря близ Новгорода
У поворота Юрьевского шоссе перед озером Мячино находится небольшая белая церковь Благовещения на Мячине, или в Аркажах. Церковь представляет собой типичный для времен новгородской независимости однокупольный одноадресный четырехстопный храм, хотя последующая перестройка в XVII веке сильно изменила первоначальный облик. Впервые храм был построен еще в 1179 году по воле и на средства новгородского архиепископа Иоанна (в миру — Ильи) и его брата Григория (в миру - Гавриила). По распространенному мнению, это было связано с 10-летним юбилеем победы новгородцев над суздальцами, в которой кстати сказать, этот архиепископ, по преданию, сыграл видную роль. Именно ему удалось доставить на городскую стену икону Знамения Богоматери, ...
Церковь Симеона - Богоприимца Зверина Монастыря
За земляным валом окольного города, в Зверином монастыре расположена церковь Симеона Богоприимца. Это типичный памятник новгородского зодчества середины XV в. Фасады церкви как и внутренне убранство сохранилось в первозданном виде, хотя с запада в XIX в. к ней был пристроен двухэтажный притвор, в котором сейчас расположена музейная касса. Сама церковь тоже кажется двухэтажной, хотя на самом деле первым «этажом» является высокое подцерковье, сделанное в хозяйственных и утеплительных целях. Оно, по новгородской традиции, никак не сказалось на структуре внешних фасадов. В современном виде церковь Симеона Богоприимца была построена в 1467 г. по решению горожан (хотя фактическим вдохновителем был, возможно, архиепископ Иона). Кстати, это ...
Церковь Св. Андрея Стратилата в Новгородском Детинце
В южной части новгородского детинца расположено длинное низенькое здания церкви Андрея Стратилата. В отличии от прочих новгородских церквей оно наименее всего кажется снаружи похоже на церковь, небольшой луковичный купол и типичные для средневековых новгородских храмов золотые кресты кажутся как бы случайными. Дело в том, что отдельным храмом это сооружение стало уже в 1682 г., а до этого являлось пределом огромного храма Св.. Бориса и Глеба, кончанского храма Людина района - «конца». Храм был возведен в 1167-1173 г на средства некого Сотко Сытинича, которого иногда отождествляют с былинным Садко, хотя Садко был купцом, а единоличный заказ храмового строительства был в Новгороде боярским делом, ...