Церковь Успения в Колмово (Часть 1)
Великий НовгородРядом с Новгородской Областной больницей, у берега реки Волхов находится небольшая действующая церковь Успения Борогодицы. Это небольшое пестро раскрашенное здание представляет собой смесь разных эпох и стилей. Впервые эта церковь упоминается в Новгородской I летописи под 1392 годом: согласно ей, неревский боярин «Юрьи Онфифорович постави церковь святыя Богородица Успенье на Колмове, и монастырь устрои». Видимо, храм Успения был деревянный. В 1423 году, на сей раз, по видимому по воле всего Новгорода, «свершиша две церкви камены: святую Богородицю на Колмове и святого Якова на Лижищ». Как по «Изборнику Павла» установил В. Л. Янин, заказчиком этих храмов была Настасья Михаилова, вдова Михаила - сына Юрия Онцифоровича. Но все равно поскольку в летописи строительство храма указано в безличной форме, то очевидно, он строился и с согласия новгородского веча. Вместе с тем, боярский род онцифоровичей был связан с этим храмом целые поколения. Правнучка Юрия Онцифоровича, внучка Михаила и Настасьи, Орина (Ирина) в своем завещании (духовной) наделяет Колмовский монастырь землями в разных концах огромной Новгородской земли: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Се яз, раба Божия Орина, списа сие рукописание при своем животе. А приказываю в дом святеи Троицы и святеи Богородицы на Колмово, где живет отец мои и мати моя и род мои. А даю землю на Лопи, на Сыроли, и на Каньели, и на Сасари лешие сельца, а тех сел землю, и воду, и ловища, и пожни все без вывета. А другую землю волость даю на Паше и на Табале землю, и воды, и ловища, и пожни тех сел, и лесы, и на Веряжи, и на Островке, и на Любоеже, и на Броннице. А тех сел всех землю, и воды, и пожни, и ловища, и лишние земли без вывета даю в дом святеи Троицы и святеи Богородицы на память роду моему и мне, по владению прадеда моего Юрья Анцифоровиче и по деда моего владенью, даю сю землю и в веки. А на то послух отец мои духовном поп Сава святых чюдотворец Козьмы и Домьяна. А кто се рукописание мое преступит, и яз сужуся с ним пред Богом в день Страшного Суда Божия». Таким образом, Ирина подчеркивает связь с храмом поколений своих предков, от прадела Юрия Онцифоровича до отца и матери и наделяет его землями от новгородской реки Веряжи, до Паши и Лопи (в Карелии и Архангельской обл.) В 1527 году церковь была перестроена «обложена» по велению Новгородского архиепископа Макария. Вероятно в таком виде во многом храм дошел до нашего времени. Реставратор Нинель Николаевна Кузьмина отмечает, что он сохранил планировку, типичную для храмов того столетия. К тому времени, видимо относится и колокольня, тоже выдержанная в стиле того столетия. На колоколе есть надпись, связывающая его создание с 1537 годом: ««Божьей милостью пособием и помощью Святыя Живоначальная Троицы лета 7045 (1537) месяца Октября в 1-й день на Покров Святой Богородицы, сделан бысть колокол сей при державе царства Благоверного и Христолюбивого Великого Князя Ивана Васильевича и Государя Всея Руси и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Владыке Макарии, а делали псковичи Тимофей Андреев да Прокофий» В 1686 году монастырь оскудневший после Смуты, был передан новгородскому архиерейскому дому и получил статус загородной резиденции новгородских архиереев. В том же году у церкви Успения церковные купола и свод демонтировали, сделав надстройку для проживания новгородских владык, а с запада пристроили двухэтажные кельи для монашеской братии. Эта пристройка сохранилась и по сей день. И надстройка тоже. Сейчас это чердачное помещение, окаймленное аркатурным поясом. До сих пор с боковых сторон сохранилось по 4 окна на верхнем ярусе, отмечающие бывшие владычные помещения.
Продолжение - во второй части
Категория: Новгород и Новгородская область / Новгород
Храмы, церкви, монастыри / Православные
Люди / Церковные деятели / Архиепископ Макарий
Люди / Реставраторы / Нинель Николаевна Кузьмина