Церковь Двенадцати апостолов на Пропастях (на Пропастех)
Великий НовгородВозле вала окольного города и Десятинной улицы расположена широкая площадь-сад, посреди которой возвышается небольшой старинный каменный храм. Это – церковь Двенадцати апостолов на Пропастях, одна из наиболее хорошо сохранившихся домосковских новгородских церквей Софийской стороны Великого Новгорода.
Небольшая белая церковь превосходно гармонирует с валом, деревьями и окружающими послевоенными постройками (среди которых наиболее видное место занимают высокая гостиница “Новгородская” и низкое стеклянное здание плавательного бассейна. В то же время, церковь не теряется на их фоне, выступая основной доминантой всего ансамбля, который, собственно, и формировался вокруг нее.
Храм был построен в 1454 году и представляет собой типичный новгородский однокупольный одноапсидный четырехстолпный каменный храм того времени.
Прежде фасады храма были увенчаны новгородским трехлопастным завершением, однако, уже в московский период оно по примеру многих местных церквей было заменено московскоским восьмисатным.
Впервые одноименный храм “святыхъ Апостолъ” упомянут в летописи еще под 1230-м годом. В то время в городе свирепствовал страшный мор, и у этого храма в общей могиле (“скудельнице”) похоронили более 3000 умерших, подобранных со всего города. Значит, уже в ту пору вокруг церкви было обширное пустое пространство. А под 1432 годом та же летопись сообщает, что храм выходил на Чудинцеву улицу. И хотя до перепланирования города в XVIII в. эта улица была не такой прямой и проходила гораздо ближе к храму, все равно площадь перед ним должна была на север простираться ничуть не меньше, если не больше. Не исключено, что именно здесь собиралось местное кончанское вече Загородского района – “конца” Софийской половины – “стороны” Великого Новгорода.
Из этого же известия становится понятным и происхождения приставки “на Пропастях”. Дело тут не в этом братском захоронении (подобные которому в народе до недавнего времени называли пропастьми). Рядом с храмом тогда проходила уже существовавшая в те поры Пропастьская улица. (Хотя память о той братской могиле хранилось долго, храм еще в XV в называли скудельницей)
Очевидно, храм в то время был еще деревянным. В дереве его перестраивали и в 1358, и 1432 гг. Первый раз инициатором выступал город в целом, во второй – архиепископ Ефимий, который двадцать два года спустя и повелит перестроить этот же храм в камне. Храм в ту пору имел большое значение, достаточно сказать, что он всегда был единственным приходским каменным храмом во всем Загородском конце. А его компактные размеры и довольно строгое убранство фасадов видимо были связаны с антимосковскими идеями Ефимия, который противопоставлял пышным низовским храмам строгие и некрупные новгородские храмы, возрождая сравнительно аскетическое храмовое убранства XII в., времен побед новгородцев над суздальцами.
За много веков существования храма окружающая его застройка неоднократно менялась (хотя площадь вокруг него при этом оставалась всегда). Например, в послевоенные годы по генеральному плану восстановления города Десятинную улицу провели мимо храма, эффектно ограничив площадь перед ним с юга. Тогда же вокруг церкви возникли ориентированные как на нее, так и на улицу здания бассейна, гостиницы и ряд жилых домов. И, хотя улицу планировали в основном исходя из идеи общей симметрии основных магистралей центральной части левого берега,- и она, и выросшие на ней здания вполне гармонируют и со старинным храмом Двенадцати Апостолов. Интересен и ряд жилых домов 1960-х гг из силикатного кирпича, оформляющих северную часть храмовой площади. Хотя к церкви (как и к валам окольного города) они обращены не парадными, не облицованными фасадами (главные фасады этого комплекса обращены на Чудинцеву и Десятинную улицу), даже с этой стороны нетрудно заметить, что для своего времени они слишком монументальны, будто бы сделаны под влиянием сталинского ампира. Да и весь их комплекс со своей на удивление регулярной планировкой нетипичен для советского градостроительства того времени. Дело в том, что несмотря на всю строгость новых архитектурных канонов с непременной отменой всех архитектурных излишеств, в Новгороде по прежнему действовал послевоенный генеральный план восстановления исторической части города с регулярной планировкой кварталов и монументальным обрамлением улиц. Поэтому архитекторы вынуждены были всячески приспосабливаться как к старому плану, так и к новейшим требованиям. Великий Новгород в этом отношении по своей послевоенной архитектуре едва ли не уникальный город в России.
В годы Великой Отечественной войны храм оказался на оккупированной фашистами территории и пострадал. Несмотря на то, что он был впоследствии возрожден из руин, внутреннее убранство, включая древнерусские фрески, так и не было восстановлено. Пострадал и главный западный вход с папертью, который теперь заложен. Однако, церковь по прежнему радует глаз и сохраняет свой исторический облик. Будучи расположена в стороне от оживленных Чудинцевой и Прусской улиц, она оказалась в стороне от классических туристических маршрутов и многим гостям города остается неведомой (в основном, ее с первого раза видят лишь те, кто останавливается в расположенной напротив нее гостинице “Новгородская”). Однако, те, кто видел этот храм, соглашаются, что это – одно из самых приятных мест города.