Перынь (Часть 2)

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

Перынь (Часть 2)


После присоединения Новгорода к Московскому княжеству Перынь по-прежнему сохраняла значение важной местной христианской святыни.


Московские власти уделяли этому монастырю много внимания. Уже в 1528 году, в ту пору малые пригородные обители под Новгородом, обычно не развивались,- в монастыре воздвигли вторую, деревянную церковь во имя Св. Троицы, с деревянной трапезной, .


Однако, уже в начале XVII века, во время шведской оккупации Новгорода, монастырь был разграблен и сожжен. Его строения обветшали.


Если в описи 1615 года вторая, деревянная, Троицкая церковь, упоминается, то уже два года спустя, в описи 1617 года, названа лишь первая, каменная Рождественская церковь: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг».


Не исключено, что Троицкий храм так потом и не воссоздали.


В 1634 году, при Михаиле Романове, по царской грамоте, захиревшую Перынскую обитель приписали к богатому окрестному Свято-Юрьеву монастырю, хотя за ней все-таки формально сохранился самостоятельный монастырский статус.


В 1760-е годы, во время секуляризации церковных земель при Екатерине II, под Новгородом было упразднено много малых пригородных обителей, вне зависимости от их славы и христианской значимости. В 1764 году этой участи не избежал и Перынский Рождественский монастырь. Все постройки, кроме главной, каменной, Рождественской церкви, снесли, а ее назначили приходским храмом.


Однако, в 1828 году проживавший в Юрьевом монастыре Новгородский архимандрит Фотий вспомнил о значимости Перыни и вновь вернул ей статус обители, но назначил скитом — маленьким, уединенным монастырем, рассчитанным на скромное уединенное проживание малочисленной монашеской братии.


В 1830-х годах там был построен целый комплекс каменных хозяйственных и служебных зданий в кирпичном стиле. Некоторые из них — братский корпус и два одинаковых маленьких боковых корпуса для начальника скита и юрьевского архимандрита — сохранились до наших дней. Тогда же на верху холма, вокруг построек скита, была посажена привычная нам теперь сосновая роща.


Однако, после революции, в 1919 году, скит был вновь закрыт и разорен.


Во время войны он находился на оккупированной фашистами территории и был разрушен (теперь уже трудно сказать, кем и как — целенаправленно врагом, или в ходе общей перестрелки).


Уже в первые, послевоенные годы, в 1947-1948 гг., древний Рождественский храм был восстановлен по проекту талантливого реставратора Л. Е. Красноречьева, воссоздавшего его в первоначальном облике XIII столетия. Удалось при этом даже восстановить фрагменты первоначальных домонгольских фресок, чудом уцелевшие после шведской и фашистской оккупаций и многочисленных побелок со стороны местных церковников. Ныне фрески изъяты из храма и переданы в фонд ГМЗ Новгород.


В послевоенное время на Перыни возникли деревянные на каменных фундаментах постройки мясокомбината, затем в них расположилась турбаза.


В 1991 году Рождественский храм был опять возвращен РПЦ, вновь получив статус скита.


Корпуса Турбазы были разобраны. В роще на Перыни можно до сих пор встретить их фундаменты. Кроме сосен, на Перынском холме много многовековых деревьев. Вокруг холма между ними, по низу, идет дорожка. Рядом с деревьями стоят таблички и можно прочитать, как они называются. Тут много дубов, лип и рябин. Все деревья не отличаются ростом, все таки в топкой местности растут, близ болотной поймы, но зато коренасты, крепки и широки. Богатыри.

Корпус архимандритаХрам на фоне братского корпусаФундамент снесенного корпуса турбазыТабличка с обстоятельным рассказом о местной флореРябинаЛипа. Человек для сравнения

Все разделы

День Всемирного наследия-2011
- бесплатные экскурсии
Экскурсии

© «Nogardia.Ru», 2011—2015
Nogardia - прогулки по Северо-Западу.