Храм Благовещения на Мячине и озеро Мячино у Юрьева Монастыря близ Новгорода
Великий НовгородУ поворота Юрьевского шоссе перед озером Мячино находится небольшая белая церковь Благовещения на Мячине, или в Аркажах. Церковь представляет собой типичный для времен новгородской независимости однокупольный одноадресный четырехстопный храм, хотя последующая перестройка в XVII веке сильно изменила первоначальный облик. Впервые храм был построен еще в 1179 году по воле и на средства новгородского архиепископа Иоанна (в миру — Ильи) и его брата Григория (в миру - Гавриила). По распространенному мнению, это было связано с 10-летним юбилеем победы новгородцев над суздальцами, в которой кстати сказать, этот архиепископ, по преданию, сыграл видную роль. Именно ему удалось доставить на городскую стену икону Знамения Богоматери, которая решила бой в пользу Новгорода. Церковь была построена на месте деревянного храма в Благовещенском монастыре, основанном братьями в 1170 году. Каменную церковь построили в рекордные по тем временам срокам – всего за 70 дней. Она была своего рода путевым храмом — в то время здесь как и сейчас была развилка дороги на Юрьев монастырь и дороги, ведущей в приильменское Поозерье. Рядом находилась не существующая ныне деревня Аркажи, названная в честь так же не сохранившегося Аркажьего монастыря (упразднен в 1764 г. в ходе секуляризации церковных земельных владений, что однако не помешало стоявшей поблизости от него приходской благовещенской церкви называться Аркажьей). Еще через 10 лет, в 1189 г. церковь была расписана фресками, фрагменты которых сохранились поныне. Во время смутного времени в ходе общего запустения и шведского завоевания храм обветшал и частично обрушился. Любопытно, что в настоящее время некоторые историки стараются пересмотреть описанный в тенденциозных московских источников период шведской интервенции, однако думаю, что православные жители разоренной новгородской земли, с пребывающими в состоянии разрухи божьими домами, не приняли бы новомодную трактовку их обоюдного "симбиоза" со шведскими оккупантами. Рядом с церковью расположено озеро Мячино (поэтому храм называют так же на Мячине), что по-старославянски обозначает «вмятина». Да и вы наше время, это озеро производит впечатление призрака, плавно выделяющегося из зеленого пространства заливных низинных лугов. Местами вообще трудно определить, где кончается берег и начинается озеро. А в половодье озеро вообще сливается с Волховом. Село Витославлицы и Пантелеймонов монастырь располагалось на озере Мячино на месте современного музея деревянного зодчества «Витославлицы». Великий ручей существует до сих пор, вытекая из озера и впадая в Волхов с северной стороны от стен Юрьева монастыря. Возле его устья в самом деле был Юрьевский межник — межевой камень с христианской надписью, который на Руси по христианскому обычаю часто ставили на границах земельных владений. Видимо, именно его недавно обнаружили на речном дне подводные археологи во главе с Айваром Владимировичем Степановым. Камень был почти там же, где указан в грамоте — недалеко от устья ручья, у берега Волхова. Только если в прежние времена камень стоял на суше, то теперь он почему то сполз в воду.. По мнению А. В. Степанова, он оказался в воде после сильного наводнения конца XVII в. Таким образом, и в XII в. Мячино лежало там же, где и теперь. И еще в те века разливалось весной почти до самых южных границ Великого Новгорода, где завершалась упомянутая в грамоте древняя Добрынина улица. Как в наше время, так и в средневековье, Мячино являлось довольно знаковым местом в южных предместьях Новгорода. Когда во время новгородских усобиц часть новгородцев хотела ударить на город со стороны него, местные летописи его часто даже не назвали по имени, а просто писали "озеро", справедливо полагая, что для тех, кто знаком с новгородской округой, все сразу будет понятно. Другого такого стойкого озера-призрака без границ пожалуй нигде, кроме Приильменья, не встретить. С другой стороны, такой топкий грунт и обеспечил новгородскому средневековому культурному слою такую завидную сохранность. Болотистая почва хорошо сохраняет органику. Поэтому в новгородской почве лучше чем в любом другом древнерусском городе сохранились средневековые древности, включая знаменитые берестяные грамоты. Ведь 98% всех берестяных грамот были найдены именно в Новгороде. Кстати, известные новгородские деревянные мостовые тоже связаны с топкостью местной почвы. Хотя улицы и даже дворы мостили по всей Руси, и один древнерусский город не был мощен столь густо. Кроме того, в прочих городах износившиеся мостовые сносили, ставя на их место другие, а в Новгороде старые доски проседали в топкой грязи, а новые настилы мостили уже поверх, штабелями. Долгие годы великокняжеские и ордынские рати предпочитали ходить войной на своенравный город зимой, чтоб, как пояснил великокняжеский московский летописец конца XV столетия, не провалиться в Приильменские болота. Первым пошел на Новгород в теплое время года лишь великий князь Иван III, да и то после бесснежной зимы 1470/71 гг. Но как знать может именно в вязкости новгородской почвы и заключается ее внутренняя крепость, позволяющая бесформенным озерам призракам четко сохранять в веках свои очертания. Поэтому думаю, что существующий ныне проект сооружения вдоль него проезжей волховской набережной не очень удачен с экологической точки зрения. Да и само озеро, в окружении древних ив не вяжется с перспективой шумной автодороги.
Был отстроен заново во второй половине XVII столетия, причем московские зодчие сделали старую трехлопастную новгородскую кровлю восьмискатной как на московских церквах, сделали новые, не свойственные строгим новгородским старинным храмом пышные наличники окон.
В ходе Екатерининской реформы в 1764 году обитель была упразднена. Благовещенский храм, единственный сохранившийся к тому времени, стал приходским. В XIX веке он неоднократно перестраивался.
Древние фрески были обнаружены под побелкой уже в советское время, в 1930-е годы. В связи с этим открытием в 1934 году церковь была передана Новгородскому музею-заповеднику. В ходе реставрации стенопись была раскрыта и укреплена.
Новые утраты, в том числе и вновь открытых фресок фресок, связаны с годами оккупации во время Великой Отечественной войны.
После освобождения советскими реставраторами были проведены противоаварийные работы. В 50-60-е годы - полномасштабная архитектурная реставрация в формах XII-XVII вв. Работы велись под руководством Леонида Егоровича Красноречьева. В 60-70-е годы продолжались работы по раскрытию остальных уцелевших фресок.
В 2000-е годы были проведены археологические изыскания. В 2010-2015 гг. были проведены дополнительные реставрационные работы, после которых, в 2016 году памятник открыли для посещения.
В то же время это озеро без границ имеет по своему вполне стойкие очертания. Еще в XII веке упоминаются стоящие на его берегах такие сохранившиеся объекты, как Юрьев монастырь, Витослвлицы, храм Благовещения на Мячине.
В первый раз это озеро упомянуто еще в грамоте князя Изяслава Пантелеймонову монастырю, составленной в 1134 году: «Се яз князь великий Изеслав Мьстиславич по благословению епискупа Нифонта испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю село Витославлицы и смерды и поля Ушково и до прости. А завод тои земли от Юрьевьской орамицы простью вверх и с прости возли Ушковскую орамицу по верхней стороне да направо в лог, логом по верховью Мячина и Мячином вниз по вешную воду к Добрыне улицы к образу святому, и от Добрыне улицы Мячином вверх подли рель да налево в Великий ручей, ручьем вверх подли княжую рель до Юрьевьского межника, что крест стоит под межником, от Юрьевьского межника логом подле Юрьевскую рель, да подле Юрьевскую орамицу логом да по конец логу промеж орамицы Юрьевьской и Ушкова поля да в прость»
Категория: Новгород и Новгородская область / Новгород
Храмы, церкви, монастыри / Православные
Люди / Церковные деятели / Архиепископ Иоанн
Люди / Реставраторы / Леонид Егорович Красноречьев