Любань

Любань

Любань

Среди любопытных уголков южной части Ленобласти следует отметить Любань. Все кто проезжал по Московской железной дороге или Московскому шоссе, видели главку местной церкви Петра и Павла, единственного в нашей стране храма железодорожников. С этой местностью связана история проведения одной из первых железных дорог в России — Москва и Санкт-Петербург и ее организатора и одного из авторов проектов министра путей сообщения Петра Мельникова. Ну, и конечно, все в 1990-х годах знали про знаменитую в ту пору водку «Тигода». Ее тоже делали здесь. Впрочем, с Любанью связано еще много ярких и интересных событий.

Любань расположена на реке Тигода. Здесь проходит Московское шоссе и знаменитая Николаевская железная дорога. Впервые Любань упоминается еще в Новгородской Окладной переписной книге Водской пятины, как село свободных черных крестьян Тигодского погоста Водской Пятины Великого Новгорода. Погост можно сравнить, скажем, с современный районом области. В этих краях он включал округу радиусом от нескольких до нескольких десятков верст и от нескольких до нескольких десятков небольших деревень. Тигода, сравнительно крупный приток Могучего Волхова, тогда была судоходной рекой. К сожалению, происхождение название реки не известно. Как впрочем, и села Любань. Предполагают, что связано с лубяным (берестяным) промыслом, очень распространенным в Новгородской земле. Важно отметить, что с самого начала Любань лежала на крупном тракте, связывающим Великий Новгород с Невским устьем и крупными приневскими центрами. После основание Петербурга он станет называться Московским шоссе, которое и проходит там до сих пор. При Петре I в 1711 году по реке Тигоде через Любань был проложен судоходный торговый путь, связывающий по диагонали Волхов с Балтикой. Но из-за обилия неудобных волоков этот путь изначально стал не популярен и скоро заглох. К середине XIX века Любань стала популярным местом отдыха петербургских дачников. Тихое, провинциальное место, в меру удаленное от столицы, и в тоже время, связанное с ней отличной дорогой, недорогие цены на жительство, притягивали к себе многих отдыхающих. Среди них были и такие известные люди, как публицист и революционер Николай Гаврилович Чернышевский и художник Андрей Петрович Рябушкин. Рябушкину так полюбилось это тихое место, что он завещал себя похоронить там. Его могила — возле церкви Петра и Павла.

Не удивительно, что когда в середине XIX века стали строить Николаевскую железную дорогу, в Любани было решено сделать одну из станций II класса . Там до сих пор сохранился типовой вокзал (подобный вокзалам в Окуловке, Спирово и Клине) Вокзалы проектировались архитектором Рудольфом Андреевичем Желязевичем. Им же проектировались типовые круглые здания локомотивного депо на каждой станции. На нескольких станциях они сохранились до сих пор. В частности, в Любани и в Петербурге близ Московского вокзала (знаменитое в свое время депо им. Ленина, где проводились ходовые испытания многих советских передовых моделей локомотивов). Вообще, станции на этой дороге строились четырех классов. Первый и второй класс были самыми крупными, там было много путей и вокзал занимал островное положение. Отличались они лишь длиной вокзала. Станции первого класса имели вокзал длинной 115 м, II — 87,6. Не исключением является и сохранившийся любанский вокзал II класса. Он был открыт в 1850 году, а первый поезд прошел через Любань на Москву еще на год раннее. Воообще, Николаевская дорога с ее типовыми вокзалами и типоыми депо на всем ее семисоткилометровой длине является уникальным в мире явлением. Никто нигде не строил такого больше. Но российские власти ценили эту уникальную дорогу, ведь она была второй железной дорогой за всю историю России и впервые связывала две национальных столицы. Если раньше из Петербурга в Москву ехали на лошадях неделю, то теперь переезд составлял всего сутки. Вся трасса была оформлена в едином стиле.

Кроме того, в ходе строительства железной дороги возле вокзала в Любани построили красивый храм Свв. Апостолов Петра и Павла. Храм строили на частные пожертвования, большую часть из которых выделил министр путей сообщения Павел Петрович Мельников Эта церковь до сих пор красуется подле станции. Ее главка является визитной карточкой местности и хорошо видна за несколько километров с Московского шоссе. Она построена в смеси псевдорусского и любимого царем Николаем I неоготического стиля по проекту любимого николаевского архитектора К. А. Тона. В 1880 году у этого храма похоронили одного из авторов проекта Николаевской железной дороги, первого министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова. Именно он стал инициатором идеи связать Петербург и Москвы железной дороги, и смог убедить царя начать строительство. Благодаря этому скорость сообщения Петербурга с Москвой сократилась до суток, когда как раньше, на конной тяге, путь занимал с неделю. За 35 лет занимания им этой должности было построенным этой должности было построено в стране более 7 тыс км железных дорог. С этих пор и до сих пор собор Петра и Павла в Любани является единственным в России храмом железнодорожников. Кроме могилы Мельникова (ныне расположена внутри храма) у церкви сохранилось несколько семейных дореволюционных захоронений. Сред них — надгробье ученого — геодезиста Болотова, который умер во Франции, но прах его был, по его желанию, перенесен сюда.

Популярность среди дачников, да еще появление железнодорожной станции, придало местности определенную статусность. До революции — да и сейчас, Любань в общем, остается сравнительно небольшим селом. По противоречивым данным, в конце XIX века в ней жило от нескольких сот, до нескольких тысяч душ обоего пола.


ЛЮБАНЬ — станция Николаевской железной дороги, при реке Тигоде, прихода села Любани.

Строений — 55, в том числе жилых — 49. Больница, аптека, школа, 9 мелочных и 3 мясных лавки, 3 ренсковых погреба. 2 питейных дома, 6 трактиров.

Число жителей по приходским сведениям 1879 г.: 161 м. п., 174 ж. п.; 1879 год


ЛЮБАНЬ — деревня с двумя усадьбами при реке Тигоде, на Петербургском шоссе, Любанского сельского общества, прихода села Любани.

Крестьянских дворов — 44, бобылей — 4. Строений — 110, в том числе жилых — 47. 3 мелочные и 8 мясных лавок. Питейный дом. Кузница.

Число жителей по семейным спискам 1879 г.: 89 м. п., 123 ж. п.; по приходским сведениям 1879 г.: 85 м. п., 135 ж. п.; 1884 год.


В 2-х усадьбах при деревне: Строений — 18, в том числе жилых — 9. Винокуренный и кирпичный заводы, 1 ветряная и 1 паровая мельница, 1 пекарня.

Число жителей по приходским сведениям 1879 г.: 6 м. п., 3 ж. п.; 1885 год

Сборник же Центрального статистического комитета описывал её так:


ЛЮБАНЬ — деревня бывшая владельческая при реке Тигоде, дворов — 43, жителей — 183; часовня, 6 лавок, 2 трактира, винокуренный завод, водочный завод, кирпичный завод, базар по воскресеньям и средам. 1885 год.

А согласно первой переписи населения Российской империи:


ЛЮБАНЬ — поселение при ж.д. станции, православных — 1997, мужчин — 1191, женщин — 1094, обоего пола — 2285 1895 год.

Как мы видим, за 1879 год приводятся разные данные. Тем не менее, некоторое представление можно составить.


Не удивительно, что в 1912 году эта большая деревня (она и сейчас как деревня) получила официальный статус города.


В советское время храм был закрыт и спользовался как склад, а  могилу Мельникова, которого во все эпохи чтили за вклад в создание московской железной дороги, после войныперенесли в сквер к вокзалу. Но в наши дни храм опять стал действующим, и в 2000 году Мельникова вновь перезапхоронили на церковном участке. На этот раз -внутри храма, а в сквере у вокзала до сих пор стоит его бюст.


В 1941-44 годах Любань находилась в фшистской оккупации. С 7 января по 30 апреля 1942 года советские войска нескольких армий Ленинградского и Волховского фронтов проводили так называемую Любанскую операцию. Ставилась цель выйти на левый берег Волхова и захватить большую территорию на границе нынешней Ленинградской и Новгородской областей, чтобы ослабить блокаду Ленинграда и оккупацию Новгорода. В итоге советской аримии удалось удержать лишь несколько плацдармов на Волхове и небольшой участок в районе Погостья. Сама Любань осталась под немцами. Операция стоила нашим войскам огромных потерь, однако все-таки значительно поколебала силы фашистов и косвенно ускорила грядущий прорыв блокады.


Ныне в Любани из старых построек сохранился вокзал, влокомотивное депо (которое используют по прежнему назначению, на сей раз, для тепловозов), здание бывшего суда и волостного управления и железнодорожная школа (обучающая разным железнодорожным специальностям) близ депо.

Любанб. ВокзалЦерковь Свв. Петра и ПавлаЛокомотивное депо.Локомотивное депо вблизи.Локомотивное депо - дореволюционная открытка (из подборки Архнадзора)Бывшая школа железнодорожников.Могила геодезиста Болотова  у церкви Свв. Петра и Павла.Одно из многочисленных старинных надгробий у церкви Свв. Петра и Павла.Могила П. П. Мельникова внутри храма Свв. Петра и Павла.Бывшая волостная управа и суд.

Все разделы

День Всемирного наследия-2011
- бесплатные экскурсии
Экскурсии

© «Nogardia.Ru», 2011—2015
Nogardia - прогулки по Северо-Западу.