Церковь Успения на Волотовом поле
Великий НовгородЛегкая, белая одноглавая церковь Успения Богородицы на Волотовом поле эффектно возвышается над правым рукавом Волхова - Малым Волховцом неподалеку от Новгорода, со стороны выезда на Москву. Вместе с красной одноглавой церковью Спаса на Ковалеве они служат своеобразными новгородскими пропилеями по сторонам московской дороги. Кроме того, они живописно смотрятся вдали со стороны волховских заливных лугов, между городом и истоками Волховца, венчая далекие и живописные панорамы обширной волховской поймы. Район села Волотова, или Волотова поля населен был русскими издавна. Около церкви находили пологие языческие курганы, среди которых, если верить поздним летописным сказаниям, есть и могила легендарного новгородского князя - Гостомысла. По одной из версий, само название Волотово происходит от Волотов - легендарных старославянских богатырей. Если так, то и в прочих курганах погребены были не обычные люди, а популярные в свое время личности. Впрочем, точное происхождение топонима неизвестно, а известие о могиле Гостомысла - не более чем легенда. Да и курганы там уже довольно поздние, не намного предшествующие христианизации древнерусского государства, т.е. периода хорошо летописцам известного. Тем не менее, люди в этих краях обитали еще до крещения Руси в конце X века, а к XIV веку это поселение было довольно значимым, поскольку здесь поблизости шли дороги на Москву, на княжеское подворье на Городище и в Варлаамо-Хутынский монастырь на Хутыни - одну из крупнейших и славнейших пригородных средневековых обителей. Поэтому не удивительно. что в 1352 году здесь, посреди деревни над крутым береговым скатом, по воле самого новгородского архиепископа Моисея, был построен богатый по тем временам каменный храм Успения Богородицы. Как отмечает Новгородская I летопись, "того же лета постави владыка Моиси церковь камяну въ имя святыя Богородица Успение на Волотове". Храм был поначалу монастырским - 9 лет спустя он упоминается в том же источнике в "Моисеев монастыри". Любопытно, что во время строительства Успенской церкви а Волотове "владыка" Моисей еще не был официально новгородским архиепископом - лишь позднее, в том же году новгородцы призовут его на престол Новгородской Софии, освободившийся после смерти владыки Василия Калики. За время правления Василия, набожный и стеснительный Моисей целых 22 года подряд жил в стороне от города, стараясь пореже попадаться на глаза мирянам. Но те все равно очень чтили его и обращались за советом и мудрыми поучениями денно и нощно, считая его гораздо более близким и серьезным духовным авторитетом, чем действующего владыку Василия. Поэтому, официальный летописец был по своему прав, назвав его владыкой еще до церемонии вступления в эту должность. Во время своего пригородного уединения Моисей несколько раз переезжал от докучливых новгородцев - сперва в основанный им Деревяницкий монастырь на правом берегу Волхова в Деревяницах, а затем и во вновь основанный Успенский на Волотове на берегу Волховца. При этом, несмотря на любовь к церковному затворничеству, денег на строительство своих монастырских храмов он не жалел и делал их богатыми для своего времени. Церковь Успения на Волотове тому пример. Церковь Успения на Волотовом поле - характерный памятник новгородского зодчества того времени. Это одноглавый, компактный, четырехстолпный храм с трехлопастным позакомарным завершением. Правда, в то время он не был белен, а был, как и почти все древние новгородские храмы, нарочно не оштукатурен снаружи, чтобы поражать разнообразием кладки. Но расписан фресками храм был уже при другом владыке, Алексии, 11 лет спустя, в 1363 году. По сообщению той же летописи, "того же лета подъписана бысть церкви Святыя Богородица на Волотове, в Моисееве монастыри, повелениемъ боголюбиваго архиепископа новгородчского Алексея". Фрески эти - видный шедевр древнерусской живописи. Представляя собой характерные творения новгородской школы, они сочитают в себе простоту линий и красок с достаточной выразительностью. В годы Смутного времени храм был разграблен шведскимси оккупантами, хотя и не поврежден. Надо заметить, в наши дни отношения к шведской оккупации Новгородчины сильно меняется, иногда ставится под сомнение самом понятие оккупации, указывается на то, что новгородская служилая верхушка при всем при том не особо тяготела к Москве. Но шведы в край вторглись силой, разорив села и город, доведя до нишеты многих горожан и селян, справоцировав повальное крестьянское бегство в московскую территорию, разоряля важные храмы. Иначе, чем оккупантами таких посетителей не назвать. Равно как, впрочем, и московских опричников Грозного, из-за которых многие новгородцы даже в период иноземной оккупации были готовы на все, что угодно, лишь бы освободиться от московской зависимости. В период Российской империи волотовский Успенский монастырь был расформирован наряду со многими мелкими пригородными обителями. Успенский храм сделался пригородной сельской приходской церковью и привлекал большое внимание местных любтелей древностей. На рубеже XIX - XX веков они сделали в нем обмеры и фотоснимки внутреннего декора, что способствовало успешному послевоенному восстановлению храма. В годы Великой Отечественной войны храм был разрушен фашистским обстрелом. От него осталось торчать лишь основание на высоту метра - полутора. До сих пор можно видеть памятную линию, оставленную на штукатурке реставраторами, отмечающую верхнюю границу военных развалин. Обмеры, раскопки и консервация развалин проводились после войны, а вот восстановлен храм был сравнительно недавно, в 2001-2003 годах. В ходе реставрации было обнаружено странное изображение на одном из кирпичей - выдавленное клеймо с изображением корабля с тремя путешественниками. Кто эти путники - не известно, равно как и что у них за корабль и куда они на нем направляются. Еще одна нерешенная загадка древнего Волотова.
Категория: Новгород и Новгородская область / Новгород
Храмы, церкви, монастыри / Православные
Люди / Церковные деятели / Архиепископ Моисей