Памятник миноносцу "Стерегущий"
Санкт-ПетербургЭкскурсии по теме статьи:Памятник миноносцу "Стерегущий" расположен в Александровском парке, возле тротуара Каменностровского проспекта. Он был создан по заказу Николая II и установлен в 1911 г. в его присутствии. Памятник этот, по мнению царя, должен был прославить подвиги русского оружия в русско-японской войне. В 1904 г. "Стерегущий" попал у Порт-Артура в японское окружение и по легенде оставшийся в живых экипаж из двух моряков героически потопил себя вместе с кораблем, чтобы не оказаться в плену. Эта сцена (бронзовые моряки, открывающие кингстоны в трюме) является центральным сюжетом памятника. Любопытно, что уже в то время многие сомневались в достоверности подвига, сведения о котором больше напоминали непроверенные слухи и плоды журналистских фантазий.Любопытно, что уже в то время многие сомневались в достоверности подвига, сведения о котором больше напоминали газетные утки. Кроме того, специальной комиссией было выяснено, что никаких кингстонов в трюме корабля не было. Подвиг команды был, но он заключаля в другом - корабль отстреливался, пока не был полность разбит превратившись в неподвижную мишень и не погиб почти весь его эпипаж, во главе с командиром Сергеевым. Поврежденный миноносец японцы взяли на буксир, но нанесенные ему повреждения были так тяжелы, что когда плохо прикрепленный трос оорвался, он затонул. В это время к "Стрегущему" подоспело рсское подкрепление из двух кораблей. Японцы развернулись и, подобрав 4 из 50 уцелевших целонов экипажа,нижних чинов, поспешно ушли. В последствии, один из уцелевших моряков, машинист Василий Новиков, уверял, что кингстоны открыл он. Но поскольку люков в трюме корабля не было, машинист просто хитро воспользовался уже бытовавшей легендой, приписав себе роль главного героя. Тем не менее, упрямая молва твердила о подвиге двух матросов, затопивших себя вместе с судном. И император воспеть эту легенду в памятнике. Не исключено, что царь использовал этот сюжет для идейного противостояния оппозиционерам, демонстрируя всем недюжинный героизм простых матросов (радикально настроенные противники Николая говорили о непопулярности той войны в русских массах). Однако, памятник этот стал общепризнанными неотъемлемым украшением парка и проспекта. Созданный по проекту Александра Ивановича фон Гогена, он зримо воплотил в себе черты северного модерна. Если прежде монумент делился на постамент и скульптуру, то, в век модерна рухнули и эти устои,а пьедестал данного памятника, сооруженный из грубых гранитных блоков, сам является частью скульптурной композиции, будучи решен в виде стилизованной пристани с двумя фонарями, сделанных на манер маяков. Нарочитая стилизованность его форм тоже является особенностью модерна: вместо академической точности, упор делается на пластичность и театральность, призванную не буквально передать форму, но создать некий антураж и настроение. На этой своеобразной сцене (стилизованный под пристань пьедестал действительно напоминает сцену с декорациями) — стоит каменный христианский крест с бронзовой скульптурой героических моряков. Нижняя часть пьедестала сделана в виде фонтанной чаши. Прежде там бил фонтан. Но в 1970-ом г. его разобрали за неисправностью.
Категория: Санкт-Петербург и Ленинградская область / Санкт-Петербург
Фонтаны
Памятники
Люди / Архитекторы / Александр Иванович фон Гоген