Спас на Ковалеве
Великий НовгородЦерковь Спаса на Ковалеве расположена в живописном месте на высоком берегу Малого Волховца - рукава Волхова, на вершине небольшого холма, возвышающегося над дорогой. Храм выстроен из красного местного известняка. Как и положено культовым постройкам времен Новгородской независимости, является одноглавым и четырехстолпным.
Выполнен во многом в стилистике новгородских храмов XII-XIII в, хотя, согласно Новгородской четвертой летописи, был возведен в 1345 году боярином Акинфом Жабиным.
К храму пристроено несколько приделов. В самом большом, южном из них, были обнаружены захоронения и исследователи полагают, что здесь была родовая усыпальница Жабиных, хотя из всех Жабиных, связанных с храмом, известен лишь один — его вышеупомянутый основатель Акинф.
По мнению Л. Е. Красноречьева, этот придел был построен позднее храма, около XV в., так как там много закладных крестов, которые исследователь связал с затеей новгородского архиепископа Алексея. Однако, о таком постановлении владыки в источниках не упоминается. И такие кресты существовали и раннее. Например, закладные кресты, открытые при реставрации церкви Федора Стратилата на Щиркове ул. в Новгороде в 1990-х гг. Поэтому вполне возможно, что предел построен одновременно с основным храмовым объемом.
В 1380 году, как гласит старинная надпись над западным входом, храм был расписан по повелению «раба Божия Офанасия Степановича и подружи — жены - его Марии». Фрески были выполнены по-видимому, в сербской традиции мастерами с Афона.
С 1386 г. там существовал одноименный монастырь. Согласно Новгородской I летописи, он был спален новгородцами в числе пригородных новгородских монастырей во время нашествия большого войска Дмитрия Донского. Однако, фрески Спаса на Ковалеве пережили пожар, а монастырь продолжал существовать и пользоваться своими земельными наделами. Дальнейший упадок был связан со шведским разорением. В 1686 году монастырь был приписан Архирейскому дому, а во время Екатерининской секуляризации — упразднен (в 1764 году). Считается, что тогда же были разобраны остальные монастырские постройки. Сам храм стал приходской церковью, а фрески, вероятно тогда же, — забелены.
Открытие фресок произошло уже в XX веке благодаря исследованиям Николая Петровича Сычева (1883-1964). Им в 1910-1911 и 1921 годы фрески были раскрыты и задокумментированы.
Во время Великой Отечественной войны храм оказался на переднем крае обороны наших войсе и был почти полностью разрушен. Живопись считалась утерянной. Однако в 60-е годы была предпринята попытка разобрать развалины. В результате многолетней кропотливой работы удалось выделить множество разрозненных фрагментов изображения. За последующие десятилетия из этой «мозаики» была восстановлена большая часть фресок. Работы велись под руководством реставраторов Александра Петровича Грекова и Валентины Борисовны Грековой по разработанной ими уникальной методике. Сейчас восстановленные фрески выставлены в церкви Георгия на Торгу. Сама же церковь была воссоздана по проекту Л.Е. Красноречьева. Архитектурная реставрация шла более 10 лет и была закончена в 1974 году.
Категория: Новгород и Новгородская область / Новгород
Храмы, церкви, монастыри / Православные
Люди / Реставраторы / Леонид Егорович Красноречьев