Храм Николы на Липне
Великий НовгородХрам Николы на Липне (Св. Николая чудотворца) расположен на острове Липно в дельте реки Мсты. В половодье это место всегда превращается в остров, но после летнего зноя вновь соединяется с правым берегом.
Писцовые книги времен Московской Руси упоминают возле храма деревню. Сейчас от нее остался лишь дом смотрителя, который тем не менее, считается деревней Липной Имя и ей, и острову несомненно дала природная растительность — липовые деревья.
Впервые местность упоминается еще до постройки церкви под 1230-м годом, когда согласно новгородской I летописи, новгородцы пограбили двор видного городского боярина, «липенского старосту» Матвея Душильца.
Липно расположено недалеко от впадения Мсты в Ильмень, оттуда просматривается и само озеро и вход в Волхов, поэтому неудивительно, что старостой этого узлового места (в писцовой книге указанное погостным центром) выбрали такого видного новгородца - одного из первых лиц в республике после посадника.
Храм построили в 1292- м году, в уже существующем монастыре. Согласно Новгородской IV летописи «Заложи Новгородский архиепископъ Климентъ церковь камяну Святаго Николы чудотворца на Липне в монастыре, от Великого Новаграда за 7 поприщъ (11 км), спустя после приплытия святого образа 180 летъ». В замечании об образе видят указание на чудо, явленное в начале XII в., когда новгородский князь Мстислав Великий опасно занемог и был по преданию чудесным образом исцелен святым Николаем Марликийским. С этого времени почитание этого святого проникает на Русь и, в частности, в Новгород. Предполагают даже, что сам Николо-липенский моанстырь был заложен еще при Мстиславе, наряду с Николо-дворищенский собором, который был заложен в 1113 г. так же во имя этого святого. Однако, указание на образ могло означать лишь годовщину культа Николая Чудотворца, но не монастыря на Липне.
Что касается основанной Климентом каменной церкви, то это был первый каменный храм в Новгородской земле, построенный после Батыева нашествия. Любопытно, что в наши дни то и дело встречаются странные попытки приуменьшить давление монгольского ига, и даже поставить под сомнение факт его реального существования. Хотя даже пример истории храмового строительства свидетельствует об обратном: богатый Новгород, уцелевший от хищных татарских ратей, и тот, как мы видим, потерпел столь ощутимый урон от иноземных завоевателей, что более полувека не возводились каменные храмы.
Вновь построенный храм был воздвигнут в очень удачном месте - относительно возвышенном и не затопляемом и живописно смотрится как со стороны изгибов Мсты, так и с Волхова и от Ильменя. Плоская местность Новгорода и его ближайших окрестностей где даже такие пологие и небольшие возвышенности как Славенский холм, Синичья гора, Воскресенская горка на Красном поле носят старинные название гор и холмов, изобилует такими пейзажами, когда храм выстроенный на такой возвышенности виден на фоне плоских затопляемых низин с очень далеких расстояний.
Церковь построили по примеру домонгольского храма Рождества Богородицы в Перынском скиту — однокупольным, одноапсидным, четырехстолпным, с трехлопастными закомарами. При этом купол, сделанный, по еще домонгольской традиции довольно пологим и низким. Тем не менее, он уже повыше чем у домонгольских русских церквей, что предвосхищает канон новгородского церковного зодчества последующего XIV в.
Стены храма сложены из крупных плит местного ильменского известняка. До московского периода их не штукатурили. Впрочем, в то время за редкими исключениями, стены не штукатурили по всей Руси. По углам фасада и (только по ним, что не типично для Новгорода) устроены лопатки. В верхней части барабана, и вдоль кромки закамаров проходят волнистые аркатурные пояса, которые, по мнению искусствоведов, заимствовали из европейской романской архитектурной традиции.
Интерьер храма имеет ряд совершенно уникальных особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху но внизу оно сделано прямоугольным для наиболее удобной установки иконостаса. На хоры из вела открытая лестница (до этого их лестницы сооружали внутри стены).
В том же 1293 г. храм был расписан фресками. До наших дней сохранилось две композиции: написанное на восточных столбах «Благовещение», а также изображенные над входом в дьяконник «Три отрока в пещи огненной». Увидеть их можно в теплое время года, но для этого надо получить разрешение в Новгородском музее-заповеднике. К сожалению, все остальные фрески пострадали в ходе дальнейшего подновления внутреннего убранства. В 1764 году Липенский монастырь был закрыт. В то время проходила секуляризация церковных земель, сопровождавшаяся упразднением мелких обителей. Все монастырские постройки кроме главной Никольской церкви были разобраны для использования материала при благоустройстве соседнего монастыря Михаила на Сковородке. (Этот монастырь не был существенно более крупным, популярным и посещаемым, но к той обители благоволили светские власти.)
В 1930-м году церковь Николы на Липне была исследована искусствоведами. При этом были выявлены и изучены первозданные фрески.
В годы войны храм пострадал, сохранилось лишь 65 % кладки. В данном случае его видное и относительно возвышенное положение его подвело, сделав удобной мишенью для фашистских орудий. Кроме того, там был советский наблюдательный пункт, поэтому солдаты испанской «Голубой дивизии», засевшие в Юрьевом монастыре, били по храму с особой жестокостью.
Однако, уже в 1945 г. были воссозданы фрески, а в 1954-56 гг — весь храм. Руководила работами по восстановлению церкви архитектор-реставратор Любовь Митрофановна Шуляк.
Правда, в последние несколько десятилетий из-за недостатка финансирования, краска облезла, а крест покосился на сторону. Однако это не умаляет общего впечатления от этой чудесной постройки.
Категория: Новгород и Новгородская область / Новгород
Люди / Реставраторы / Любовь Митрофановна Шуляк
Храмы, церкви, монастыри / Православные
Люди / Церковные деятели / Архиепископ Климент